Человек между биологией и культурой



Скачать 47,32 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата06.01.2020
Размер47,32 Kb.
Просмотров21
Скачиваний0
ТипРеферат
  1   2   3


ЧЕЛОВЕК МЕЖДУ БИОЛОГИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ

Реферат

Аннотация:
Смит Роджер. Человек между биологией и культурой // The Fontana History of the
Human Sciences. L.: Fontana Press. 1997.
Статья посвящена влиянию культуры и биологии на становление человека. В статье рассматриваются разнообразные методы и пути наблюдения за животными, схожими с человеком, различными учеными.

Мы часто задаем себе вопрос: почему люди такие разные? Одни бывают добрые, другие – злые, одни – открытые, другие – замкнутые. От чего зависит характер этих людей? Кто стоит за их воспитанием? Статья Смита Роджера представляет собой анализ исследований ученых, которые пытались ответить на эти вопросы.
В течение прошлого столетия мнения, как о человеке биологическом и человеке культурном, различались между собой. В начале ХХ века ученые и люди верили в то, что индивидуальные человеческие различия передаются с генами и заложены от момента зачатия. Но к 1930-40 годам большинство ученых склонялось к версии, что разгадку человеческой природы даст сама культура. До 1970-х годов большинство полагало, что в становлении человека, как индивидуума, большое значение вкладывали культура и общество. Однако в настоящее время все больше утверждается приоритет наследственности и биологии, как биологические категории привлекались для интерпретации феноменов культуры.
Людям на рубеже XIX и ХХ веков казалось, что теория эволюции установила преемственность между естественными науками и науками о человеке.
Существовала вера в значение эмпирических методов, функционалистская установка продолжала связывать биологию и науки о человеке (например, положение людей в обществе или истолкование жизни людей при помощи их образа жизни).
Как по моральным, так и по интеллектуальным основаниям к середине века природа и культура, биология и науки о человеке разделились. “Некоторые биологи снова и
снова ставят себя в смешное положение, навязывая такое решение социальных и
политических проблем, которое основано на идее, что человек — это только
животное. Какую опасность могут представлять такие ложные ключи к загадкам
человека, показывают последствия всего одной ошибки — расовой теории
”.
В середине века естественные науки занимались природой, а науки о человеке – культурой. Американский антрополог А.Л. Кребер дал такое определение культуре -
“набор феноменов, которые неизменно возникают там и тогда, где и когда человек
появляется в природе… и которые необходимо изучать в сравнении, с равных
позиций и без предвзятости”. Понятие культуры находилось в согласии с мнением, что науки о природе и науки о человеке (или культуре) различны. Еще один антрополог Эшли Монтегю писал, что у человека “нет инстинктов, потому что
то, что он есть и чем стал, приобретено из культуры, из сотворенного им самим


окружения, перенято у других людей”. Акцент сохранялся на культурном происхождении человеческой природы.
В конце 1960-х годов биология вновь стала занимать господствующее положение у людей. В это время стали популярными исследования животных и растений в естественной среде, изучение индивидуальности домашних животных. Новая наука
этология объединила естественную историю с изучением поведения животных в натуральных условиях, и университетскую лабораторную науку. В 1970-е годы появляется идея социобиологии – дисциплина, соединившая теорию естественного отбора, этологию и знание о человеке. Социобиологи считали, что достичь единства знаний, которое отсутствовало в науках о человеке, можно лишь, переосмысливая культуру с позиций биологии.
Корни этологии уходили в период до начала Первой мировой войны. Некоторые ученые и знатоки естественной истории стремились к непосредственному знанию о живой природе. Общества желали познать «естественное животное», поэтому они отдавали предпочтение натуральному, а не искусственному. Датчанин Николас
Тинберген и австриец Конрад Лоренц разработали строгие способы наблюдения за животными, в которых животные и не подозревали присутствие человека. Тем самым ученые прояснили понятие инстинкта и начали исследования наследственных образцов поведения. В 1939 году Лоренц сравнивал одомашнивание животных с вредным влиянием жизни в городах, а в 1963 году — истолковал политическую активность в терминах нарушений агрессивных инстинктов. “Агрессия, — писал он, — это такой же инстинкт, как и все



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©biolobo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница