Заместитель Председателя



Скачать 66,47 Kb.
Дата01.01.2020
Размер66,47 Kb.
Просмотров10
Скачиваний0
ТипГосударственный образовательный стандарт

Государственный Комитет Российской Федерации по высшему
образованию

Утверждаю:


Заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.Д. Шадриков
29.08.94 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Государственные требования


к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
по специальности 012400 - МИКРОБИОЛОГИЯ

Вводится в качестве стандарта


с момента утверждения

Москва, 1994г.


- 2 -

1. Общая характеристика специальности 012400 - Микробиология.


1.1. Специальность утверждена приказом Госкомвуза России 05. 03.
94г. N 180.
1.2. Нормативная длительность обучения по специальности при очной
форме обучения 5 лет. Квалификация специалиста - Микробиолог.
1.3 Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности
специалиста по специальности 012400 - Микробиология. Сферой профессио-
нальной деятельности специалиста является всестороннее исследование
микроорганизмов с целью их применения в народном хозяйстве, биотехно-
логии, медицине, фармакологии и охране окружающей среды.
Объекты деятельности специалиста - различные виды природных, хо-
зяйственно-полезных и патогенных микроорганизмов.
В соответствии с объектами профессиональной деятельности в специ-
альности 012400 "Микробиология" могут быть выделены специализации: об-
щая микробиология, клеточная биология, иммунология и др.
1.4. Специалист должен быть подготовлен:
- к профессиональной деятельности в вузах, научно-исследователь-
ских и отраслевых институтах системы Академии наук, здравоохранения и
медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, экологии и охраны приро-
ды;
- к продолжению образования в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обуче-


ние по программе специалиста с квалификацией "Антрополог".
2.1. Общие требования к специалисту.
Специалист отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социаль-
но-экономических наук, способен научно анализировать социально-значи-
мые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различ-
ных видах профессиональной и социальной деятельности*
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение чело-
века к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при
разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происхо-
дящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных на-
учных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом
для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих

- 3 -
при выполнении профессиональных функций;


- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в
письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компь-
ютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) инфор-
мации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей,
умеет приобретать новые знания, используя временные информационные об-
разовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профес-
сии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его
деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на
основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для
описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качест-
венный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их реше-
ния методы изученных им наук;
- имеет опыт постановки эксперимента, анализа результатов иссле-
дования и оформления для публикации;
- имеет целостное биологическое мировоззрение;
- понимает роль и место микробиологии в системе биологических на-
ук;
- знает фундаментальную и современную научную литературу в облас-
ти микробиологии.

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.


2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим
дисциплинам.
Требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со-
держания и уровню подготовки выпускника высшей школы по указанным дис-
циплинам утверждены Госкомвузом России 18. 08. 93 и опубликованы в
"Бюллетене Госкомвуза России" N 11 за 1993г.

2.2.2. Требования по математическим и общим естественнонаучным


дисциплинам:
Специалист должен иметь представление о:

- 4 -
- основных математических структурах и методах;


- математическом моделировании;
- информации, способах ее хранения, обработки и представления;
- возможностях применения фундаментальных законов физики и химии
для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, вклю-
чая биологические объекты;
- происхождения и эволюции Вселенной;
- свойства ядер атомов и элементарных частиц;
- физических, химических и биологических методах исследований;
- современных достижениях естественных наук, физических принципах
работы современных технических устройств;
- специфике и эволюции живого;
- экологических принципах рационального природопользования;
- роли биологических законов в решении социальных проблем.
Специалист должен знать и уметь использовать;
- основы математического анализа;
- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
- основы теории вероятности и математической статистики;
- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
- основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартные
программные обеспечения своей профессиональной деятельности;
- физические основы механики: кинематику и законы динамики мате-
риальной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения,
основы релятивистской механики;
- физику колебаний и волн: кинематику гармонических колебаний,
интерференцию и дифракцию волн, спектральное разложение;
- статистическую физику и термодинамику: молекулярно-кинетическую
теорию свойства статистических ансамблей, функции распределения частиц
по скоростям и координатам, законы термодинамики, элементы термодина-
мики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов;
- электричество и магнетизм: постоянные и переменные электричес-
кие поля в вакууме и веществе, теорию Максвелла, свойства и распрост-
ранение электромагнитных волн, в т.ч. оптического диапазона:
- квантовую физику: состояние частиц в квантовой механике, дуа-
лизм волн и частиц, соотношения неопределенностей, строение ядер, ато-
мов, молекул и твердых тел, теорию химической связи;
- химические системы: дисперсные, растворы, электрохимические,
каталитические;

- 5 -
- реакционную способность веществ; методы химической идентифика-


ции веществ;
- энергетику и кинетику химических процессов, колебательные реак-
ции;
- основы органической химии, свойства полимеров и биополимеров;
- представления о структуре и физических полях Земли;
- учение о биосфере, роль живого в эволюции Земли, в формировании
почвы, ландшафта, климата;
- особенности живых систем, уровни их организации;
- основные концепции методы и перспективы развития биологии.
Специалист должен владеть:
- методами теории вероятности, дисперсионного анализа, корреляци-
онных отношений и др. при работе с генетическим материалом.
2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам:
Специалист должен:
- знать современное учение о клетке, уметь использовать экспери-
ментальные модели на клеточном и субклеточном уровнях;
- иметь представление о единстве и многообразии клеточных типов,
фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуля-
торных механизмах на каждом уровне, о путях обеспечения целостной ор-
ганизации клетки;
- знать основные черты строения, метаболизма, закономерности
воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, разви-
тия, функционирования и эволюции тканей животных и растений, типы тка-
ней;
- владеть методами световой микроскопии;
- иметь представление о методах выделения и исследования субмик-
роскопических структур (электронная микроскопия, дифференциальное
центрифугирование и др.), о методах культивирования клеток;
- знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, ге-
ографическое распространение и экологию представителей основных таксо-
нов растений, грибов и животных, уметь планировать мероприятия по их
охране и рациональному использованию в хозяйственных и медицинских це-
лях;
- иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, класссификации,
культивирования биологических объектов;
- владеть навыками и методами анатомических, морфологических и
таксономических исследований биологических объектов (приготовление
объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препа-

- 6 -
рирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и


др.);
- знать особенности человека как биологического вида;
- знать основные закономерности биологии размножения животных и
растений;
- знать основные этапы онтогенеза, морфологические, функциональ-
ные и биохимические изменения в ходе развития у представителей различ-
ных таксонов;
- понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации,
причины понимания аномалий развития;
- уметь работать с зародышами лабораторных животных, определять
их возраст, признаки патологии, знать возможности применения методов
биологии развития в сельском хозяйстве и медицине;
- знать проявления фундаментальных свойств организма - наследс-
твенности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молеку-
лярном, клеточном, организменном и популяционном);
- знать современное представление о структуре генов и регуляции
их действия; принципы и методы генетического анализа, мутагенеза; му-
тагенные эффекты природных и антропогенных факторов;
- знать принципы генетической инженерии и ее использование в био-
технологии; основные положения генетики популяций и эволюционной гене-
тики, генетики человека, генетических основ и методов селекции;
- уметь работать с классическими объектами генетических исследо-
ваний, проводить анализ результатов, решать задачи по генетике;
- знать принципы системной организации, дифференциации и интегра-
ции функций организма;
- знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения
гомеостаза живых систем;
- знать особенности строения и функционирования основных систем
органов животных и человека: пищеварительной, выделительной, кровенос-
ной, нервной, системы органов дыхания, двигательной эндокринной, сен-
сорной, репродуктивной; иметь представление о молекулярных механизмах
физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, срав-
нительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах
восприятия, передачи и переработки информации в организме;
- владеть электрофизиологическими методами и некоторыми другими
функционально-диагностическими методами оценки состояния основных сис-
тем организма, методами экспериментальной работы с лабораторными жи-
вотными;

- 7 -
- иметь представление о природе основных физиологических процес-


сов зеленого растения, о механизмах регуляции и основных закономернос-
тях взаимоотношений организма растения с окружающей средой;
- знать основные черты физиологии растительной клетки, механизмы
фотосинтеза, дыхания, водообмена, роста и развития растений, устойчи-
вости растений к неблагоприятным факторам;
- уметь работать с растительными объектами с использованием мето-
дов физиологии растений;
- иметь представление о формировании иммунитета в системах орга-
нов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных организ-
мов;
- знать биохимические характеристики основных субклеточных компо-
нентов, метаболические пути, клеточный цикл и его регуляцию; иметь
представление о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных
синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике,
о современных методологических подходах в области биологии клетки;
- владеть методами функциональной диагностики, исследования и
анализа живых систем, математическими методами обработки результатов,
понимать принципы построения и использования математических моделей
биологических процессов;
- знать особенности и свойства микроорганизмов, владеть методами
их культивирования, идентификации, исследования;
- знать принципы формирования и функционирования надорганизменных
систем различных уровней, иметь представление об устойчивости и неус-
тойчивости в существовании организмов и надорганизменных систем, о ме-
ханизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энер-
гии в биосфере, об основаниях для экологической экспертизы и экологи-
ческого прогноза деятельности человека;
- иметь представление о методах анализа и моделирования экологи-
ческих и эволюционных процессов;
- уметь прогнозировать последствия антропогенных воздействий на
биосферу, планировать мероприятия по ее охране;
- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и прирооды;
- знать экологические принципы рационального природопользования;
- понимать главенство эволюционной идеи в биологическом мировозз-
рении, знать основные теории эволюции, концепции видообразования,
уметь аргументировать современный эволюционный подход к изучению био-
логических процессов;
- иметь опыт и знать принципы организации полевых и лабораторных

- 8 -
работ, требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи


при несчастных случаях.
2.2.4. Требования по специальным дисциплинам.
Специалист должен:
- знать особенности клеточных структур микроорганизмов;
- владеть цитологическими методами, применяемыми в микробиологии;
- знать особенности основных групп про- и эукариотных организмов
и уметь их идентифицировать;
- знать основы санитарной бактериологии;
- знать законы наследственности и изменчивости микроорганизмов;
- владеть методами селекционной работы с микроорганизмами;
- знать методы генетического конструирования микроорганизмов;
- владеть основами теории и практики управляемого культивирования
микроорганизмов;
- знать методы направленного промышленного синтеза антибиотиков и
других практически важных соединений, принципы поиска, выделения и
изучения их продуцентов;
- знать методы изучения и применения бактериофагов, иметь предс-
тавление об энзимологии;
- знать основы иммунохимии, антигенное строение бактериальной
клетки, факторы иммунитета, механизмы иммунного ответа;
- знать особенности распространения микроорганизмов в различных
средах обитания, их роль в экосистемах и биосфере в целом, а также в
ликвидации последствий антропогенных загрязнений окружающей среды;
- знать особенности регуляции метаболизма у микроорганизмов, спо-
собы управления метаболическими процессами;
- знать основы молекулярной генетики микроорганизмов;
- владеть генно-инженерной технологией и методами генетического
конструирования штаммов - продуцентов;
- знать закономерности роста микроорганизмов в различных условиях
культивирования и владеть основами математического моделирования этих
процессов;
- знать методику микробиологических исследований, вопросы их пла-
нирования и организаций, современное лабораторное оборудование и аппа-
ратуру;
- знать технику безопасности при проведении микробиологических
работ в лабораторных и промышленных условиях;
- знать действующую систему и вопросы организации охраны окружаю-
щей среды, методы защиты природы от воздействия вредных микроорганиз-

- 9 -
мов.


Специалист должен уметь:
- применять полученные в области микробиологии знания для решения
научных, учебных, практических, методических, информационно-поисковых
и других задач; пользоваться современными методами изучения микроорга-
низмов и микробиологических процессов, генетического анализа и генной
инженерии в научных и производственных целях; выделять штаммы микроор-
ганизмов и осуществлять контроль за их чистотой; вести количественный
учет микроорганизмов, работать с условно-патогенными и патогенными
штаммами; идентифицировать микроорганизмов в лабораторных и производс-
твенных условиях; проводить их количественный учет, исследовать морфо-
логические и физиолого-биохимические свойства; анализировать продукты
метаболизма;
- планировать и организовывать научно-исследовательскую работу по
специальности, используя методы математического планирования экспери-
мента и статистической обработки данных; составлять отчеты и вести на-
учно-техническую документацию; обобщать и распространять передовой
опыт научно производственной и исследовательской деятельности;
- использовать лабораторное оборудование, специальную аппаратуру
и технические средства сбора и обработки данных, электронно-вычисли-
тельную технику;
- ориентироваться в специальной научной и методической литературе
по профилю подготовки и смежным вопросам; применять рациональные прие-
мы поиска, отбора, систематизации и использования информации, осущест-
влять ее проверку и классифицировать источники;
- редактировать, реферировать и рецензировать тексты; подготавли-
вать рукописи к публикациям и осуществлять авторский контроль за их
изданием;
- на практике применять знания и навыки, приобретенные в области
научной организации и охраны труда; систематически повышать свою про-
фессиональную квалификацию.
Требования по дисциплинам специализаций устанавливаются вузом
(факультетом).

Обязательный минимум содержания образовательной программы


по специальности 012400-Микробиология
_________________________________________________________________
Индекс Наименование дисциплин и Всего часов
их основные разделы

- 10 -
_________________________________________________________________


ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические 1800


дисциплины
Требования (Федеральный компонент) к обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
высшей школы по указанным дисциплинам утверждены
Госкомвузом России 18.08.93 и опубликованы в
Бюллетене Госкомвуза России N 11 за 1993 год.

ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные


дисциплины 1330
ЕН.01 Математика:
алгебра, геометрия, анализ, дискретная математика;
вероятность,статистика.
ЕН.02 Информатика:
понятие об информации,ЭВМ, языки и программирование,
алгоритмы, компьютерный практикум.
ЕН.03 Математические методы в биологии:
математическое моделирование, использование математи-
ческих моделей в изучении биологических систем.
ЕН.04 Физика:
физические основы механики, электричество и магнетизм,
физика колебаний и волн, квантовая физика,
статистическая физика и термодинамика.
ЕН.05 Химия:
общая химия, аналитическая химия,физическая химия,
органическая химия, высокомолекулярные соединения
и коллоидная химия.
ЕН.06 Общая биология:
сущность жизни, разнообразие и уровни организации
биологических систем, основные концепции и методы
биологических наук; стратегия охраны природы.
ЕН.07 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 300
вузом (факультетом).

ОД.00 Общепрофессиональные дисциплины 2500


ОД.01 Цитология и гистология: 150
строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство

- 11 -
и разнобразие клеточных типов,воспроизведение и специа-


лизация; ткани,их происхождение в индивидуальном и исто-
рическом развитии, строение,функции, гистологическая техника.
ОД.02 Ботаника: 250
многообразие растительного мира,основные закономер-
ности развития и строения растений, систематика
растений,взаимоотношения между растениями и другими
живыми организмами, их связи со средой обитания, роль
растений в биосфере и жизни человека.
ОД.03 Зоология: 250
строение, жизнедеятельность, экология, поведение,гео-
графическое распространение, геологическая история
животных, многообразие животного мира, животные как
компонент биосферы,прикладная зоология.
ОД.04 Антропология: 60
анатомические и физиологические особенности человека,
основы органогенеза, положение человека в системе
животного мира, представления об эволюции человека, о
биосоциальных основах его жизнедеятельности.
ОД.05 Эмбриология: 80
морфологические, функциональные,биохимические измене-
ния в процессе развития животного, влияние внешней и
внутренней среды на этот процесс, разнообразие путей
развития животных разных таксономических групп, приме-
нение данных биологии развития в практической
деятельности человека.
ОД.06 Генетика: 140
наследственность изменчивость на всех уровнях организа-
ции живого,генная теория,мутагенез, генетика популяций,
генетические обоснования эволюции, генетические
основы селекции.

ОД.07 Физиология: 270


физиология растений: физиология растительной клетки,
фотосинтез, дыхание, водообмен, минеральное питание,
рост, развитие растений,движения растений, устойчивость
к неблагоприятным факторам, методы физиологии растений;
физиология животных и человека: строение и функции
основных систем органов животных и человека, принципы

- 12 -
восприятия, передачи и переработки информации в организме,


регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза,
сравнительный аспект становления функций.
ОД.08 Биохимия: 350
основные химические превращения,лежащие в основе жизне-
деятельности; ферменты; кинетика и термодинамика биохи-
мических процессов; биоэнергетика; биологические мембраны
и их функции; принципы регуляции обмена веществ в клетке и
в организме; современные методы и актуальные проблемы биохимии;
элементы эволюционной биохимии.
ОД.09 Микробиология: 210
важнейшие свойства микроорганизмов, их признаки и
разнообразие, принципы систематики; метаболизм;
значение в природе, применение в народном хозяйстве,
здравоохранении; основные методы изучения;применение
в биотехнологии; основы санитарной, промышленной, сель-
ско-хозяйственной микробиологии.
ОД.10 Вирусология: 30
свойства вирусов, формы существования, особенности
вирусных частиц, их структура и превращения, различные
виды вирусов; бактериофаги.
ОД.11 Биофизика: 100
кинетика и термодинамика биологических процессов;
молекулярная биофизика; биофизика процессов транспорта
веществ через мембраны; биоэлектрогенез; механизмы
формации энергии в первичных фотобиологических процессах;
радиационная биофизика.

ОД.12 Молекулярная биология: 70


структура и свойства белков, нуклеиновых кислот, липидов,
углеводов, пути биосинтеза макромолекул, их биологическая
роль; обмен веществ как единая система; регуляция обмена
веществ в клетке.
ОД.13 Экология: 100
взаимодействие организма и среды;факторы среды; сообщества
организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика,
пищевые сети и цепи; структура, эволюция и условия
вости биосферы; антропогенные воздействия.
ОД.14 Охрана природы: 50

- 13 -
экологические принципы охраны природы, особенности


охраны чистоты атмосферы, водных ресурсов,почвы,
ного и животного мира; методы контроля качества
окружающей среды.
ОД.15 Теории эволюции: 90
концепции видообразования,теории эволюции,молекулярно-
генетические основы эволюционного процесса, естественный
отбор как направляющий фактор эволюции популяций.
ОД.16 Экстремальные ситуации (безопасность жизнедеятельности): 70
ОД.17 Курсы по выбору студента, устанавливамые вузом 230
(факультетом)

СД.00 Специальные дисциплины 1600


СД.01 Цитология микроорганизмов: 80
цитологические методы, применяемые к микроорганизмам;
организация и функции структур и эу- и прокариотов;
изменение клеточных структур при воздействии разных
физических и химических факторов.
СД.02 Частная микробиология и систематика микроорганизмов: 100
особенности морфологии и цитологии, физиологии, биохимии
и экологии ряда групп про- и эукариотных микроорганизмов,
система бактерий и вирусов.
СД.03 Генетика микроорганизмов: 30
законы наследственности и изменчивости микроорганизмов;
способы передачи генетической информации у микроорганизмов,
а также прикладные аспекты: селекционная работа с микро-
организмами, методы генетического конструирования микро-
организмов для использования в качестве промышленных штаммов.
СД.04 Промышленная микробиология и биотехнология: 70
теоретические и практические основы микробиологического
получения белковых продуктов, вакцин,бактериальных
удобрений, липидов,нуклеотидов, полисахаридов, ферментов,
витаминов, аминокислот,органических кислот, спирта,раство-
рителей, нейтральных и других продуктов; микробиологические
процессы и стадии, используемые в других отраслях промыш-
ленности; биологическое консервирование, пивоварение,
виноделие; микробиологическая трансформация; микроорганиз-
мы в металлургии и при получении топлив.
СД.05 Энзимология: 30

- 14 -
общие представления о ферментах - состав и строение,


механизм действия; кинетика ферментативных реакций.
СД.06 Иммунохимия и медицинская микробиология: 50
учение об антигенах; антигенное строение бактериальной
клетки; факторы видового /естественного/ иммунитета;
гуморальные и клеточные факторы; онтогенез факторов
видового иммунитета; Т- и В-система иммунитета; понятие
о центральных и периферических органах иммунной системы;
онтогенез иммунной системы; гуморальный иммунный ответ;
антитела, классы иммуноглобулинов, их молекулярное
строение и генетическая детерминация; строение активного
центра антитела; механизм серологических реакций; понятие
об иммунологической памяти; иммунологическая толейрант-
ность; клеточный иммунный ответ; медиаторы клеточного
иммунитета - лимфокины; понятие иммунологическом надзоре.
СД.07 Антибиотики: 40
современные представления об антибиотиках; основные прин-
ципы поиска, выделения и изучения продуцентов антибиоти-
ческих веществ;классификация антибиотиков, их роль в
метаболизме продуцентов;образование антибиотиков различ-
ными группами организмов: бактериями, грибами, высшими
растениями и животными; механизмы действия антибиотиков;
устойчивость микроорганизмов к антибиотикам и меры борьбы
с ней;промышленное получение и применение антибиотиков.
СД.08 Экология микроорганизмов: 70
экологический принцип Виноградского-Бейеринка; дисперсия
микроорганизмов; характеристика микробных экосистем,
авторегуляция микробных сообществ; водные и наземные среды:
энергетический поток, круговорот элементов /углерода, азота,
фосфора, серы/; микробы-контролирующие агенты в макросистемах;
роль микроорганизмов в формировании газового состава атмосферы;
микробы и экзобиология; геохимическая деятельность микроорга-
низмов; их использование при добыче полезных ископаемых;
роль микроорганизмов в очистке окружающей среды.
СД.09 Основы регуляции метаболизма микроорганизмов: 40
способы регуляции скорости метаболических процессов у
микроорганизмов; регуляция физиологических функций биомембран,
транспортных процессов на уровне биосинтеза, сборка и функцио-
нирование компонентов транспортных систем, взаимоотношение

- 15 -
репликации ДНК, построение клеточной перегородки, скорость


метаболизма в процессе клеточного деления; методологические
подходы к решению научных проблем.
СД.10 Молекулярная генетика: 40
основные процессы жизнедеятельности клетки, такие как:
репликация, репарация, рекомбинация и их генетический
контроль на молекулярном уровне.
СД.11 Генная инженерия: 40
технология получения рекомбинантных ДНК in vitro;
cпособы введения их в клетки эу- и прокариот;идентифика-
ция клеток, содержащих рекомбинантные ДНК; конструиро-
вание штаммов-продуцентов для использования в биотехнологии.
СД.12 Физиология роста микроорганизмов: 40
закономерности роста микроорганизмов в разных условиях
выращивания; кинетическая характериска популяции в целом
и кинетика отдельных химических реакций invivo; компьютерное
моделирование роста популяций микроорганизмов в гипотети-
ческих условиях внешней среды.
СД.13 Спецсеминар: 60
(общая и промышленная микробиология; физиология и био-
химия микроорганизмов; рецензирование научной литературы;
анализ собственных экспериментальных результатов,
представление их в форме научного доклада).
СД.14 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 320
вузом (факультетом).

СД.15 Дисциплины специализации (в том 600


числе большой практикум), устанав-
ливаемые вузом (факультетом).

Ф.00 Факультативные дисциплины 500


Ф.01 Военная подготовка 450
________________
Всего: 7740

П.00 Практика: 34 недели


П.01 Зоолого-ботаническая 8 недель
П.02 Физико-химические методы исследования 4 недели
П.03 ЭВМ и программирование 1 неделя

- 16 -
П.04 Электронная микроскопия 2 недели


П.05 По специальности 9 недель
П.06 Преддипломная 10 недель

И.01 Квалификационная /дипломная/ работа 15 недель


Настоящая программа составлена, исходя их следующих данных:


Теоретическое обучение 148 недель
Практика 34 недель
Экзаменационные сессии 26 недель
Каникулы 28 недель
Квалификационная (дипломная) работа 15 недель
Отпуск после окончания вуза 4 недели
______________________
Итого: 255 недель

Примечание:


1. Вуз /факультет/ имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного матери-
ала: для циклов дисциплин в пределах 5%, для дисциплин, входящих в
цикл - в пределах 10%, без превышения максимального объема недельной
нагрузки студента и при сохранении минимального содержания, указанного
в данной программе.
1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гума-
нитарных и социально-экономических дисциплин /кроме иностранного языка
и физической культуры/, общих математических и естественно-научных
дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и
реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе "2".
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социаль-
но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и заня-
тий, заданий и семинаров по программам /разработанным в самом вузе и
учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную
специфику, а также научно-исследовательские интересы преподавателей/,
обеспечивающим квалификационное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать необходимую глубину освоения отдельных разде-
лов дисциплин /графа "2"/, входящих в циклы общих гуманитарных и соци-
ально-экономических дисциплин, общих математических и естественных
дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды

- 17 -
аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 ча-


сов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен
превышать за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При
этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по
физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее
число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7 - 10 не-
дель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом ву-
за, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы /проекты/ рассматриваются как вид учебной ра-
боты по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее
изучение.
5. Вузам предоставляется право вводить государственный экзамен по
биологии дополнительно к защите дипломной работы.
6. Наименование специализаций устанавливается и утверждается
Учебно-методическим объединением университетов /Отделением биологии/.
Наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание устанавли-
вается вузом /факультетом/.
7. В числе дисциплин специализации обязателен большой практикум
объемом не менее 350 часов и выполнение одной курсовой работы.

Составитель:


Учебно-методическое объединение
университетов
Отделение биологии.

Е.Н. Кондратьева, акад. РАН, проф. МГУ,


О.П. Мелехова, к.б.н., с.н.с. МГУ
Главное управлени образовательно-профессиональных программ
и технологий
Начальник Управления Ю.Г.Татур
Заместитель начальника В.С.Сенашенко
Главный специалист Т.П.Алабужева





Каталог: archivegosvpo -> downloads
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> А. Г. Свинаренко
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> А. Г. Свинаренко
downloads -> Государственный образовательный
downloads -> Заместитель Председателя Роскомрыболовства Госкомвуза России њњњњњњњњњњњњ В. Д. Шадриков июля 1995 г государственный образовательный стандарт
downloads -> Государственные требования
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> Заместитель Министра образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©biolobo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница